КГКП «Алматинский казахский гуманитарно-педагогический колледж№1»


 Редактировать перевод

Инструктивно-методические рекомендации

по организации учебного процесса в учебных заведениях технического и профессионального, послесреднего образования

к началу 2020-2021 учебного года

  1. Относительно организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – ТиПО) в период ограничительных мер,связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции

Формы организации учебного процесса в организациях ТиПО определяются в зависимости от санитарно- эпидемиологической ситуации:

1) при усиленном карантинном режиме- дистанционный формат (с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ТОЧКА);

2) при устойчивом сокращении заболеваемостиосуществляетсякомбинированный формат с соблюдением строгих мер санитарной безопасности;

3) при дальнейшем устойчивом улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации- штатный режим с соблюдением строгих мер санитарной безопасности;

4) полный штатный режим с соблюдением мер санитарной безопасности.

В штатном режимес соблюдением санитарных мер безопасности допускается работа колледжей, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах (по определению местных исполнительных органов и согласованию главных государственных санитарных врачей соответствующих территорий), а также колледжей при Комитете уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Республиканского государственного учреждения «Кадетский корпус Министерства обороны Республики Казахстан» (до 15 обучающихся в группах).

Порядок организации учебного процесса в организациях ТиПО осуществляется согласно Методических рекомендаций по организации учебного процесса в организациях ТиПО в период ограничительных мер,связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 августа 2020 года № 345)

2.Относительно организации учебного процесса по специальностям технического и профессионального образования при использовании модульной технологии обучения

В новом учебном году в организациях ТиПОпродолжается переход на модульную технологиюподготовки кадров, учитывающую необходимость освоения нескольких уровней или смежных квалификаций.

При разработке рабочих учебных планов и программ по модульной технологии обучения необходимо руководствоваться Приложением 2 к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования (приказ Министра образования и науки РК от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования») и или (при наличии) Типовыми учебными планами и программами (приказ Министра образования и науки РК № 553 от 31 октября 2017 года «Об утверждении типовых учебных программ и типовых учебных планов по специальностям технического и профессионального образования»).

Для обновления содержания ТиПОна основе модульно-компетентностного подхода актуализированы типовые учебные планы и программы по 246 специальностям, содержание которых согласовано с работодателями. Учебные заведения имеют возможность с работодателем изменять содержание программ до 50%, при дуальном обучении до 80%. Применение модульных программ при организации образовательного процесса по государственному заказу обязательно.

При отсутствии квалификации в ТУП, организации ТиПО разрабатывают рабочие учебные планы, используя аналогичный подход: формируются базовые и профессиональные компетенции посредством освоения базовых и профессиональных модулей, достижения, обучающихся выражаются через результаты обучения и критерии оценки.

При разработке рабочих учебных планов организации образования имеют право самостоятельно дополнять или заменятьродственные квалификации, данные в ТУП, определять порядок и последовательность освоения квалификацийпо специальности.

Внесены изменения и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» приказом МОН РК от 5 мая 2020 года № 182. Введена норма по предоставлению возможности организации ТиПО разрабатывать индивидуальные маршруты обучения для обучающихся в соответствии с потребностями работодателей, учетом специфики региона.

Также расширены возможности модульного обучения с использованием дуального обучения для различных траекторий обучения с освоением рабочих квалификаций; рабочих квалификаций и специалиста среднего звена; специалиста среднего звена.

При отсутствии типовых учебных программ и типовых учебных планов по родственным квалификациям в рамках одной специальности, организации образования, разрабатывают рабочие учебные планы, используя аналогичный подход по существующим типовым учебным программам и типовым учебным планам.

Медико-санитарная подготовка обучающихся (девочек) в период учебно-полевых сборов может осуществляться в организациях образования под руководством медицинского работника, которого можно привлечь с самой организации образования или со стороны.

Расширена возможность деления на подгруппы по отдельным общеобразовательным дисциплинам при проведении лабораторных работ, практических занятий. Например, Информатика, лабораторные по химии и физике, иностранный язык и т.п.

Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение, проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена с выдачей диплома о техническом и профессиональном образовании.

В случае освоения полной программы квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации с выдачей свидетельства о профессиональной подготовке, при этом объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику согласно пп 4-1) статьи 39 Закона РК «Об образовании».

С целью оказания методической помощи разработаны Методические рекомендации к разработке рабочих учебных планов, на основе актуализированных типовых учебных планов и программ по специальностям ТиПО, Методические рекомендации к разработке рабочих учебных программ по модулю (рассмотрены и одобрены РУМС от 16.06.2017 г.). Методические рекомендации размещены на сайте НАО «Talap» (www.kasipkor.kz) в разделе «Методическая помощь».

  1. Относительно преподавания общеобразовательных дисциплин

С целью обеспечения равных условий для получения общего среднего образования в 2020-2021 учебном году обучающиеся учебных заведений технического и профессионального образования переходят на освоение учебных программ общеобразовательных дисциплин по обновленному содержанию.

Типовые учебные планы и программы общеобразовательных дисциплин разработаны в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».

Перечень и объем общеобразовательных дисциплин в системе технического и профессионального образования будет определяться на основе профессиональной ориентации содержания образования с учетом профильного обучения. Типовыми учебными планами предусмотрено изучение 14 дисциплин: 10 предметов являются обязательными для изучения, так как содержание учебных предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» представлено дисциплиной «Математика». Наряду с обучением обязательным дисциплинам предусмотрен выбор обучающимися 4 профилирующих дисциплин соответственно по 2 дисциплины углубленного и стандартного уровней обучения.

К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля относятся: «Казахский язык» и «Казахская литература» (для групп с казахским языком обучения), «Русский язык» и «Русская литература» (для групп с русским языком обучения), «Казахский язык и литература» (для групп с русским языком обучения), «Русский язык и литература» (для групп с казахским языком обучения), «Иностранный язык», "Математика", «Информатика», «История Казахстана», «Самопознание», «Физическая культура», «Начальная военная и технологическая подготовка».

Профильное обучение осуществляется на основе учета индивидуальных интересов и потребностей обучающихся. В связи с этим предлагается гибкая система выбора дисциплин на двух уровнях обучения. Обучающийся по своему усмотрению выбирает значимые для себя две дисциплины углубленного и две дисциплины стандартного уровней обучения. На профилирующие дисциплины углубленного уровня отводится большее количество часов, чем на дисциплины стандартного уровня. На стандартном уровне изучаются непрофильные дисциплины.

К дисциплинам углубленного уровня обучения естественно-математического профиля относятся: «Физика», "Химия", "Биология", "География". В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: «Всемирная история», "Биология", "География".

К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся «Всемирная история», "Химия", "Биология", "География". В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: «Физика», "Химия", «Графика и проектирование».

Обновленное содержание общеобразовательных дисциплин ориентируется на результаты обучения. Объем и содержание определяется типовыми учебными планами и типовыми учебными программами в соответствии с профилем (направлением).

Естественно-математический профиль – Метрология, стандартизация и сертификация; Геология, горнодобывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях; Нефтегазовое производство; Химическое производство; Энергетика; Транспорт (по отраслям), транспортная техника, эксплуатация транспорта; Связь, телекоммуникации и информационные технологии; Строительство и коммунальное хозяйство; Технологические машины и оборудование; Металлургия и машиностроение; Механизация и электрификация сельского хозяйства; Профессиональное обучение; Сервис; Технология изделий, товаров широкого потребления; Технология производства пищевых продуктов; Организация питания; Ветеринария и экология.

Общественно-гуманитарный профиль – Образование; Лекарство, фармацевтика; Искусство и культура, Экономика и управление; Право; Гостиничный бизнес; Туризм.

Общий объем часов на освоение учебных программ общеобразовательных дисциплин составляет 1448 часов.

При проведении общеобразовательных дисциплин допускается деление группы на подгруппы в городских организациях ТиПО при наполнении группы в 24 и более обучающихся, в сельских – 20 и более обучающихся при проведении занятий:

1) казахскому языку и литературе – в группах с неказахским языком обучения;

2) русскому языку и литературе – в группах с нерусским языком обучения;

3) иностранному языку;

4) информатике;

5) физической культуре.

При наличии в группе лиц с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого обучающегося.

При выборе учебной литературы и пособий необходимо руководствоваться перечнем в соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 “Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях”.

Типовые учебные планы и программы по общеобразовательным дисциплинам по обновленному содержанию в свободном доступе размещены на сайте НАО «Talap».

Типовой учебный план
(обновленного содержания) по общеобразовательным дисциплинам

технического и профессионального образования

с казахским языком обучения

Устройства

Ление

Общественно-гуманитарное

Естественно-математическое

Инвариантный компонент

Обязательные дисциплины

Учебные дисциплины

Кол-во часов

Учебные дисциплины

Кол-во часов

1

Математика

120

Математика

180

2

Информатика

90

Информатика

90

3

Казахский язык

90

Казахский язык

60

4

Казахская литература

90

Казахская литература

60

5

Русский язык и литература

120

Русский язык и литература

120

6

Иностранный язык

120

Иностранный язык

120

7

История Казахстана

90

История Казахстана

90

8

Самопознание

60

Самопознание

60

9

Физическая культура

158

Физическая культура

158

10

Начальная военная и технологическая подготовка

90

Начальная военная и технологическая подготовка

90

Учебная нагрузка

1028

1028

Дисциплины по выбору

Углубленный уровень: 2 дисциплины по 150 часов

11

Химия

Физика

12

Биология

Химия

13

Всемирная история

Биология

14

География

География

Учебная нагрузка

300

300

Дисциплины по выбору

Стандартный уровень: 2 дисциплины по 60 часов

15

Физика

Биология

16

Химия

География

17

Графика и проектирование

Всемирная история

Учебная нагрузка

120

120

Инвариантная учебная нагрузка

1448

Общее количество часов

1448

Типовой учебный план
(обновленного содержания) по общеобразовательным дисциплинам

технического и профессионального образования

с русским языком обучения

Направление

Общественно-гуманитарное

Естественно-математическое

Инвариантный компонент

Обязательные дисциплины

Учебные дисциплины

Кол-во часов

Учебные дисциплины

Кол-во часов

1

Математика

120

Математика

180

2

Информатика

90

Информатика

90

3

Русский язык

90

Русский язык

60

4

Русская литература

90

Русская литература

60

5

Казахский язык и литература

120

Казахский язык и литература

120

6

Иностранный язык

120

Иностранный язык

120

7

История Казахстана

90

История Казахстана

90

8

Самопознание

60

Самопознание

60

9

Физическая культура

158

Физическая культура

158

10

Начальная военная и технологическая подготовка

90

Начальная военная и технологическая подготовка

90

Учебная нагрузка

1028

1028

Дисциплины по выбору

Углубленный уровень: 2 дисциплины по 150 часов

11

Химия

Физика

12

Биология

Химия

13

Всемирная история

Биология

14

География

География

Учебная нагрузка

300

300

Дисциплины по выбору

Стандартный уровень: 2 дисциплины по 60 часов

15

Физика

Биология

16

Химия

География

17

Графика проектирование

Всемирная история

Учебная нагрузка

120

120

Инвариантная учебная нагрузка

1448

Общее количество часов

1448

Планирование по обновленному содержанию по ООД выполняется согласно приложениям 7, 8 к Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы».

  1. Относительно оценивания учебных достижений обучающихся по программам технического и профессионального, послесреднего образования

Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляются на основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования».

В 2020-2021 учебном году оценка знаний/учебных достиженийобучающихся ПРОМЕЖУТОЧНЫХ КУРСОВ производится по цифровой пятибалльной системе(5- «отлично», 4-«хорошо», 3-«удовлетворительно», 2-неудовлетворительно»), либо по 100-балльной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от «А» до «Д», «неудовлетворительно» – «Ф») с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале.

Учебные достижения обучающихся 1 курсовоцениваются по 100-балльной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе.

Применение балльно-рейтинговой буквенной системы обязательно для оценки учебных достижений обучающихся 1 курсоввсех форм обучения, а также при реализации кредитной технологии обучения.

Применение балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений обучающихся осуществляется в соответствиис Методическими рекомендациями по применению балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных достижений обучающихся в системе технического и профессионального, послесреднего образования, разработанными НАО «Требование».

  1. Относительно внедрения кредитной технологии обучения в систему ТиПО

Порядок организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования определяется Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (приказ МОН РК «Об утверждении правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» № 152 от 20 апреля 2011 года с изменениями от 16 октября 2018 года).

При кредитной технологии обучения учебный год состоит из академических периодов, промежуточной и итоговой аттестаций, практики и каникул.

Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах, осваиваемых им по каждому модулю или другим видам учебной работы. Один кредит равен 30 академическим часам, один академический час равен 50 минутам.

При кредитной технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРОП) и работу, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС).

Объем каждого модуля составляет целое число кредитов. При этом распределение объема учебного времени по видам обучения (теоретическое обучение; лабораторно-практические работы, курсовые проекты и работы; профессиональное обучение и/или профессиональная практика) и формам организации обучения (аудиторная, СРОП, СРОС) проводится в академических часах.

Соотношение времени между аудиторной контактной работой, СРОП и СРОС по всем видам учебной деятельности определяется учебным заведением самостоятельно. При этом объем аудиторной работы и СРОП составляет 1440 часов в год, объем СРОС – 360 часов в год.

СРОП входит в общее расписание занятий и включается в обязательную оплачиваемую нагрузку преподавателя. Весь объем СРОС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

При разработке рабочих учебных планов и программ по кредитной технологии обучения необходимо руководствоваться Приложением 3
к государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального образования «Модель учебного плана технического и профессионального образования при кредитной технологии обучения для уровней квалифицированных рабочих кадров и специалиста среднего звена» и Приложением к государственному общеобязательному стандарту послесреднего образования «Модель учебного плана послесреднего образования» (Презентация МОН РК от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»), а также Типовых учебных программ и планов послесреднего образования (при наличии).

6.Относительно организации учебного процесса для дуального обучения

Дуальное обучение регулируется Правилами организации дуального обучения (Презентация МОН РК от 21 января 2016 года № 50).

Основанием для дуального обучения является заключение трехстороннего договора о дуальном обучении, зарегистрированный в реестре РПП. Необходимо отработать с РПП по количеству студентов, участвующих в дуальном обучении .

Типовой договор о дуальном обучении утвержден Приказом МОН РК от 28 января 2016 года № 93.

Организация образования совместно с предприятием разрабатывает рабочие учебные планы и программы на основе соответствующих типовых учебных планов и программ.

Образовательные программы с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, профессиональной практики на базе предприятия (организации).

С 1 сентября 2020 года необходимо производить оплату труда наставнику с предприятия (организации) в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения»от 27 ноября 2017 года № 597.

Требования настоящего подпункта не распространяются на предприятия (организации), несущие затраты на дуальное обучение самостоятельно. Требования настоящего подпункта не распространяются на предприятия (организации), несущие затраты на дуальное обучение самостоятельно.

7.Относительно внедрения компонента по охране репродуктивного здоровья

С 1 сентября 2020 года в учебный процесс І-ІІ курсов организацийТиПОрекомендуется внедрить компонент по охране репродуктивного здоровья в количестве 36 часов в рамках предмета «Валеология». Программа курса рассмотрена на заседании Республиканского учебно-методического совета и рекомендована к внедрению в учебный процесс (РУМС протокол №1 от 15 июля 2020 года). Размещена на сайте НАО «Требование»касипкор.кз

Цель курса: формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Приобщение студентов к мировому уровню культуры здоровья, формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья, в конечном итоге, добиться, чтобы эти знания и убеждения вошли в инфраструктуру повседневной жизни, труда, отдыха. Развитие ответственного отношения к себе в вопросах репродуктивного здоровья.

  1. Относительно обучения основам предпринимательства

В рамках государственного задания Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан проводит обучение 42500 студентов организаций технического и профессионального образования основам предпринимательства в период с сентября по декабрь 2020 года

Обучение курса «Основы предпринимательской деятельности» планируется провести за 12 недель, соответственно рекомендуем в графике учебного процесса предусмотреть 3 часа в неделю для курса «Основы предпринимательской деятельности» до 15 декабря 2020 года в первом семестре. Обучение по основам предпринимательской деятельности будут проводить преподаватели, прошедшие курсы повышения в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан.

Руководителям колледжей необходимо создать условия для развития предпринимательских навыков у студентов.

  1. Относительно организации обучения студентов с особыми образовательными потребностями

В целях обеспечения доступности системы ТиПО для лиц с ООП в Классификаторе специальностей и квалификаций ТиППО предусмотрена подготовка кадров по 70 специальностям.

В Типовые правила приема на обучение в организации ТиПО внесены дополнения относительно приема лиц с ООП (сертификат БТ) (приказ министра образования и науки РК от 18.10.18 г. № 578).

Предусмотрена доплата в подушевом финансировании ТиПО для преподавателей, осуществляющих работу с данной категорией лиц. Норма расхода образовательного процесса на детей с ООП рассчитывается в двойном размере (приказ министра образования и науки РК от 27.11.17 г. № 597).

Для участия во вступительных экзаменах дети-инвалиды и инвалиды (с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) дополнительно могут подавать заявление в произвольной форме на имя председателя госкомиссии о предоставлении:

1) отдельной аудитории;

2) помощника, не являющегося преподавателем предметов, сдаваемых в рамках вступительного экзамена для детей-инвалидов и инвалидов с нарушением зрения, функций опорно-двигательного аппарата, и (или) специалиста, владеющего жестовым языком для детей-инвалидов и инвалидов с нарушением слуха” (приказ министра образования и науки РК от 18.10.18 г. № 578).

По 40 специальностям ТиПО разработаны специальные учебные программы по освоению рабочих квалификаций лицами с умственной отсталостью с учетом степени заболевания (легкая и умеренная). Из них 20 программ утверждены (приказ министра образования и науки РК № 553 от 31 октября 2017 года «Об утверждении типовых учебных программ и типовых учебных планов по специальностям технического и профессионального образования»).

Студентам-инвалидам по зрению и инвалидам по слуху обучающимся предусмотрена повышенная стипендия в размере – 29328 тенге. Необходимые меры:

– Внедрение мобильной консультативно-методической помощи педагогам, родителям, детям с особыми образовательными потребностями.

– Создание для обучающихся с ООП доступности и личностно-ориентированной среды, улучшение материально-технической базы организаций ТиПО (оснащение специальным оборудованием, мебелью, кадрами, учебниками и учебно-методическими комплексами, пандусами, подъемниками, лифтами и др.)

  1. Относительно проведения демоэкзамен по стандартам WorldSkills

В целях реализации ГПРОН на 2020-2025 годы в системе ТиПО внедряется новая система оценки результатов обучениястудентов и выпускников по требованиям WorldSkills в виде демонстрационного экзамена как одна из форм квалификационного экзамена. К 2025 году планируется довести долю государственных колледжей технического и технологического профиля, проводящих демонстрационные экзамены по требованиям WorldSkills до 100%.

Демонстрационный экзамен предусматривает процедуру демонстрации и независимой экспертной оценки практических навыков, уровня знаний и умений в условиях моделирования реальных услуг и производственных процессов по требованиям WorldSkills.

Демонстрационный экзамен в организациях ТиПО может проводиться в виде промежуточной аттестации как квалификационный экзамен и итоговой аттестации в форме сдачи итоговых (комплексных) экзаменов. А также как независимая оценка качества подготовки выпускников (сертификация).

Продолжительность демонстрации практических навыков не более 12 часов на одного экзаменуемого. Задание для демонстрационного экзамена разрабатывается экспертной группой организаций ТиПО и согласовывается с НАО «Talap».

Оценка результатов обучения студентов и выпускников проводится с применением системы CIS (Информационная система соревнований) специализированного программного обеспечения для обработки информации во время демонстрационного экзамена или чемпионата WorldSkills. Доступ к системе предоставляется НАО «Talap»в соответствии с установленными требованиями.

Необходимо предусмотреть в рамках подушевого финансирования расходы на проведение демоэкзаменов.

Рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена размещены на сайтах НАО «Talap» и www.worldskills.kzвкладке демонстрационный экзамен.

  1. Относительно Классификатора специальностей и квалификаций ТиПО

В действующем Классификаторе специальностей и квалификаций технического и профессионального образования, утвержденного приказом министра образования и науки РК от 27 сентября 2018 года № 500 (далее – Классификатор), предусмотрено 15 профилей образования, 278 специальностей и 1614 квалификаций.

Разработан и утвержден новый Классификатор специальностей и квалификаций ТиПО, который приведен в соответствие с направлениями Международной стандартной классификацией образования, Национальной рамкой квалификаций, Национальным Классификатором занятий Республики Казахстан (приказминистра образования и науки РК № 530 от 10 декабря 2019 года, вводится в действие 1 сентября 2020 года).

В новом КлассификатореТиПО квалификации объединены (укрупнены) с учетом идентичности подготовки, интегрированности некоторых специальностей в одну. Исключены специальности, по которым подготовка не ведется несколько лет, а также введены новые специальности на основе результатов мониторинга рынка труда, атласа профессий. В одной специальности предусмотрены от 2 до 5 родственных квалификаций.

В Классификаторе предусмотрены 633 квалификации рабочих и специалистов среднего звена по 215 специальностям. В результате укрупнения специальностей и квалификаций, обучающийся будет иметь больше степеней свободы для приложения своих знаний в самых разных отраслях и будет более мобилен на рынке труда.

  1. Относительно Государственной программы развития продуктивной занятости «Еңбек».

Расширен перечень участников Программы: выпускники 9-11 классов текущих и предыдущих лет, лица, не имеющие профессиональное образование и поступившие в учебные заведения, лица, ищущие работу и безработные, члены малообеспеченных семей.

Претенденты могут участвовать в Программе независимо от регистрации в центрах занятости населения.

Дана возможность обучаться участникам программы не только на рабочие квалификации, но и на квалификации «Специалиста среднего звена» на бесплатной основе.В случае отчисления участника Программы, допускается перевод или зачисление на имеющиеся вакантные места не в каникулярный период с указанием категорий.

Организация подготовки кадров осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и финансирования подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием, краткосрочного профессионального обучения, по проекту «Вечная молодость страны - в индустрию!» ("Импульс"), переподготовки трудовых ресурсов и сокращаемых работников, подготовки квалифицированных кадров по востребованным специальностям на рынке труда в рамках проекта «Жасмаман» по принципу «100/200», а также обучения основам предпринимательства в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, высшего и (или) послевузовского образования, утверждаемых уполномоченным органом в области образования»от 26 ноября 2018 года № 646.

  1. 13. По проекту «Молодой специалист»

Проект «Молодой специалист». (подробнее - проект "Молодой специалист") разработан в соответствии с поручением Первого Президент Республики Казахстан – Президент Нурсултан Назарбаев, данного на торжественной церемонии открытия Года молодежи (23 января 2019 года), на XVIII очередном съезде партии «Hұp Отан» (27февраля 2019 года).

В этих целях утверждена Дорожная карта по проведению Года молодежи (ППРК от 30.01.2019 г. № 27 п. 9), предусматривающая разработку национального проекта «Жастар – Поддержка страны », включающего проект «Жас маман» – подготовка квалифицированных специалистов по принципу «100/200».

Проект «Жас маман» реализуется на период 2019-2021 годы в соответствии с Государственной программй развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Труда».

В настоящее время проект «Жас маман» запущен и целью является модернизация 180 колледжей и 20 вузов и подготовка квалифицированных специалистов по 100 наиболее востребованным профессиям согласно требованиям рынка труда (работодателей).

При формировании перечня востребованных профессий учтены основные приоритеты стратегических, государственных и отраслевых программ, реализуемых в Республике Казахстан, где предусмотрена технологическая модернизация базовых и создание новых отраслей с применением технологий Индустрии 4.0, цифровизацией экономики и созданием инфраструктуры инноваций.

Утверждены Правила организации и финансирования подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием, краткосрочного профессионального обучения, по проекту «Вечная молодежная индустрия страны»!» ("Импульс"), переподготовки трудовых ресурсов и сокращаемых работников, подготовки квалифицированных кадров по востребованным специальностям на рынке труда в рамках проекта «Жас маман» по принципу «100/200», а также обучения основам предпринимательства в колледжах и ВУЗах» (далее – Правила).

Правила регламентируют условия и механизм отбора колледжей и высших учебных заведений, зарубежных партнеров, перечня оборудования, финансирование и сроки мониторинга реализации проекта «Жас маман».

Создана Комиссия по реализации проекта «Жас маман» в состав, которого входят представители отраслевых государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», отраслевых ассоциаций, национальных компаний. Задачами Комиссии являются конкурсный отбор колледжей, вузов, перечня оборудования и зарубежного партнера.

Также в соответствии с Правилами акиматами областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент созданы Региональные комиссии.Решением Комиссии отобраны перечень 180 колледжей и 20 вузов, утвержден перечень оборудования. Данный перечень сформирован с учетом стандартов WorldSkills и на основе предложений отраслевых ассоциаций, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», а также акиматов областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

Подписаны Меморандумы о сотрудничестве в рамках реализации проекта «Жас маман» между Министерством и акиматами областей и г.г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент.

Согласно Правилам акиматами областей и городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент ведутся работы по проведению закупа и приемки оборудования в рамках целевых трансфертов из республиканского бюджета, предусмотренных на 2020 год.

Кроме того, в целях обеспечения прозрачности поставки и приема оборудования, в состав комиссии в регионах включены представители антикоррупционной службы и бизнеса.

Полная информация о проекте «Жасмаман» размещена на сайте НАО «Талап» – Оператора по реализации проекта «Жасмаман».

Ссылка – http://kasipkor.kz/?p=7669&lang=ru

  1. 14. Относительно обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами

На сайте НАО «Талап» для всеобщего доступа размещены 600 наименований зарубежной учебной литературы,200 учебных пособий по профессиональным модулям, 20 тысяч учебных пособий, видео уроков и цифровых ресурсов по всем специальностям согласно Классификатора.

№1 АЛМАТЫ КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ - педагогический колледж№1

© 2021. Все права защищены.