О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» |
ПРИКАЗЫВАЮ:
Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10768, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 12 июня 2015 года) следующие изменения и дополнения:
в Правилах организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям, утвержденных указанным приказом:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Нормы времени по видам учебной работы при планировании и организации учебного процесса с использованием ДОТ устанавливаются организациями образования самостоятельно.
При этом организации образования (в случае чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, включающая предупреждение и лечение заболеваний населения, санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия) обеспечивает обучение с использованием ДОТ для обучающихся по согласованию с уполномоченным органом в области образования.»;
подпункт 9) пункта 5 изложить в следующей редакции:
«9) цифровые образовательные ресурсы (далее –ЦОР) – это дидактические материалы по изучаемым дисциплинам и (или) модулям, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи и иные цифровые учебные материалы;»;
пункт 5 дополнить подпунктами 13), 14) следующего содержания:
«13) сетевая технология – технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;
14) кейсовая технология – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;»;
подпункт 1) пункта 6 изложить в следующей редакции:
«1) обучающихся по образовательным программам дополнительного образования (по отдельным направлениям), среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования и по программам MBA(EMBA) и DBA;»
подпункт 6) пункта 6 изложить в следующей редакции:
«6) осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и к наказаниям не связанным с лишением свободы при наличии соответствующих технических условий в учреждении.»;
пункты 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции:
«15. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми вузами самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующих типов, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с правилами, разрабатываемыми, организациями среднего, технического и профессионального, послесреднего образования самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5191).
В организациях технического и профессионального, послесреднего образования текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с рабочим учебным планом и учебными программами.
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обучающихся по ДОТ проводится посредством:
1) прямого общения обучающегося и педагога в режиме «on-line» с использованием телекоммуникационных средств;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки письменных индивидуальных заданий.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация для обучающихся с использованием ДОТ могут быть представлены различными видами учебной работы (тесты, практическое задание и т.д.). При этом вид учебной работы определяется педагогом.
Уровень сложности заданий текущего и промежуточной аттестации должен соответствовать пройденному материалу и быть доступными для обучающихся.
Ответственным за разработку тестовых заданий к промежуточной аттестации является педагог, ведущий дисциплину (модуль).
- Для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основе ДОТ организации среднего, технического и профессионального, послесреднего, организации высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) обеспечивают применение технологий онлайн прокторинга, которые позволяют верифицировать обучающегося, отслеживать экран и поведение обучающегося, а также записывать весь экзамен на видео.
- Обучение в ОВПО с использованием ДОТ на базе программы общего среднего образования не допускается, за исключением обучающихся по программам академической мобильности.»;
пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Для организации учебного процесса по ДОТ в ОВПО требуется наличие:
1) образовательного портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
3) цифровых образовательных ресурсов;
4) сетевых систем управления обучением (Learning Management System) (Ленинг Менежемент Систем) или сервиса через облачные вычисления (“программное обеспечение как услуга”);
5) структурного подразделения ответственного за организацию учебного процесса по ДОТ.
Для организации учебного процесса по ДОТ в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования необходимо наличие:
1) образовательного Интернет-портала и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
2) коммуникационных каналов связи, обеспечивающих подключение к сети Интернет;
3) цифровых образовательных ресурсов;
4) сетевых систем управления обучением, учебным контентом или сервиса;
5) тестирующих комплексов;
6) педагогов, прошедших соответствующую подготовку.»;
подпункт 3) пункта 26 изложить в следующей редакции:
«3) сдает все виды контроля (текущий, промежуточный) согласно расписанию и учебных программ организации среднего, графику учебного процесса технического и профессионального, послесреднего образования, академическому календарю ОВПО.»;
дополнить пунктом 26-1) следующего содержания:
«26-1. Обязанности участников учебного процесса по ДОТ организации среднего, технического и профессионального, послесреднего образования:
Руководитель:
1) создает условия для организации учебного процесса, в том числе технические;
2) осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией учебно-воспитательного процесса;
3) осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями);
4) организует работу педагогов и других работников организации;
5) организуют обучение педагогов по реализации дистанционных образовательных технологий;
6) обеспечивают доступ обучающихся к электронным библиотекам организации образования;
7) контролируют деятельность участников учебного процесса, организуют повышение квалификации педагогов.
Заместители руководителя, заведующие отделениями, методисты:
1) планируют и осуществляют организацию и координацию учебного процесса с использованием ДОТ;
2) разрабатывают инструкции использования информационных ресурсов для обучения с использованием ДОТ;
3) составляют рабочие учебные планы, учитывающие особенности ДОТ в соответствии с государственным общеобязательным стандартом;
4) консультируют по вопросам учебного процесса с использованием ДОТ, оказывают методическую и техническую помощь в создании ЦОР;
5) обеспечивает регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
6) организуют разработку мероприятий, направленных на освоение учебных программ обучающимися;
7) организуют работу по формированию учебных материалов, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов;
8) составляют расписание занятий, график обучения, которые размещаются на интернет-ресурсах организации ТиПО;
9) совместно с педагогами определяют организацию учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;
10) осуществляют информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации работы и результатах обучения;
11) осуществляют методическое сопровождение в ходе организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий;
12) организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы;
13) контролируют ход проведения учебно-воспитательного процесса, текущего контроля знаний и итоговой аттестации;
14) осуществляют обратную связь с участниками учебно-воспитательного процесса;
15) координируют работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;
16) готовят отчетную информацию об организации обучения с использованием ДОТ.
Педагоги:
1) разрабатывают электронные учебно-методические комплексы с необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде;
2) разрабатывают средства контроля знаний;
3) разрабатывают и рассылают обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения работ;
4) проводят синхронные и асинхронные консультации с обучающимися;
5) применяют оптимальные и разнообразные виды работ, доступные информационно-коммуникационные технологии;
6) своевременно доводят информацию о применяемых видах работ, о форме и сроках проведения онлайн занятий, участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей);
7) обеспечивает регулярное обновление учебно-методических ресурсов;
8) оценивают выполнение обучающимися учебных работ в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждой дисциплины или модуля;
9) проходят повышение квалификации в области использования ДОТ в учебном процессе;
10) ведут документацию, связанную с дистанционным обучением.
Обучающийся:
1) находится на связи с педагогами;
2) своевременно знакомится с расписанием, темами, содержанием занятий через доступные средства связи;
3) самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией образования;
4) своевременно представляет выполненные задания педагогу через доступные средства связи;
5) использует доступные электронные ресурсы.».
- Департаменту технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
- Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
| А. Аймагамбетов |
Қазақстан Республикасының Әділет министрлігі
________ облысының/қаласының Әділет департаменті
Нормативтік құқықтық акті 14.04.2020
Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік
тіркеудің тізіліміне № 20389 болып енгізілді
Результаты согласования
Министерство образования и науки РК – Директор Нурсейт Абсаттарович Байжанов, 20.03.2020 20:33:49, положительный результат проверки ЭЦП
Министерство юстиции РК – Әділет Вице-министрі Наталья Виссарионовна Пан, 11.04.2020 18:38:38, положительный результат проверки ЭЦП
Результаты подписания
Министерство образования и науки РК – Министр образования и науки Республики Казахстан А. Аймагамбетов, 13.04.2020 15:42:42, положительный результат проверки ЭЦП